Реконструкцию путепровода «Полоцкий» в Витебске власти называют «стройкой №1»: работа там кипит по 12 часов в сутки без выходных.
Финансирование проекта достаточно стабильное, поэтому предполагается завершить основной объем работ в два раза быстрее первоначальных сроков, и уже к концу следующего года, возможно, новый путепровод примет первый транспорт. Действительно за 4 месяца с момента закрытия важного для северной столицы объекта сделано очень много, в чем корреспонденты vitvesti.by убедились лично.
В штабном вагоне посреди большой стройплощадки – руководители различных подразделений, задействованных в реконструкции. Они сыплют терминами, цифрами, делятся информацией, обсуждают возникающие проблемы.
Такие «оперативки» проходят здесь почти каждый день, но дважды в неделю в расширенном составе – с участием заказчика работ в лице первого заместителя генерального директора УКС облисполкома Веньямина Барсука.
В момент нашего посещения оказался здесь и начальник Витебского отделения БЖД Алексей Булкин. Дело в том, что реконструкция подходит к самому ответственному этапу – в апреле планируется начать демонтаж старой конструкции, которая проходит над железной дорогой.
С точностью до минут необходимо рассчитать время, чтобы развести поезда, пока мощные краны на железнодорожных платформах будут разбирать 30-тонные бетонные пролеты, часть которых длиной до 14 метров. Не всякая техника справится! Для этого потребуется не раз ограничивать движение железнодорожного транспорта на 7 – 8 часов. Если бы не оживленный трафик, строители справились бы за неделю, а так потребуется как минимум месяц.
– Стройка многоплановая, – отмечает Веньямин Барсук. – Чтобы не терять времени, параллельно ведутся строительные работы на различных участках, на объекте постоянно задействовано около 70 специалистов, 15 – 18 единиц техники. Есть сложности из-за переустройства коммуникаций, а здесь их множество. Только линий связи переносим 2,5 километра. Нужно еще провести 250 – 270 м новых. Отдельный вопрос – газопровод. Он будет проложен под железнодорожными путями на глубине 4,5 м методом горизонтального направленного бурения. После демонтажа старого, «воздушного» путепровода произойдет переподключение.
Планировавшиеся в 2010 году две очереди строительства теперь объединены в один проект.
Для удешевления оптимизируется въезды и съезды разворотного кольца со стороны улицы Космонавтов, чтобы не сносить ряд построек, принадлежащих комбинату хлебопродуктов и УВД облисполкома.
Путепровод будет достигать ширины 45 метров, вместе с подъемом и спуском его длина составит более 400 метров.
Заезжать и съезжать с него нужно будет по развязкам-«бабочкам», а со стороны улицы Космонавтов появится подземный пешеходный переход. По ул. Титова возобновится движение трамваев, будет дополнительно построена тяговая электроподстанция.
– При хорошем раскладе в этом году мы планируем освоить около 40 млн рублей, а сметная стоимость объекта в действующих ценах – порядка 115 млн, – поясняет Веньямин Барсук. – Выделяются деньги из республиканского и областного бюджетов, ведется работа по открытию кредитной линии на 50 млн рублей от Европейского банка реконструкции и развития. Это все позволит уже в 2019-м полностью отработать реконструкцию путепровода со стороны ул. Космонавтов, построить опоры и основание моста через железную дорогу.
В сопровождении начальника отдела технического надзора ГП УКС облисполкома Михаила Казуроваотправляемся на экскурсию по стройке. Бригады трудятся на нескольких объектах: в районе ул. Титова прокладывается новая ветка газопровода, разбирается старая конструкция моста над железной дорогой, но главное – закладываются фундаменты под опоры нового сооружения.
В работах задействованы специалисты Витебского филиала МСУ №5, а также Гродненского филиала МСУ №7 – это структурные подразделения ОАО «Мостострой».
Пока основная нагрузка – на бетонщиках, сварщиках и арматурщиках, которые делают фундамент под промежуточные опоры моста. Каждая такая опора опирается на «куст» из восьми свай, глубина их погружения – 10 м. На каждую сваю требуется около 10 кубов бетона и сотни метров 2-3-сантиметровой арматуры.
Предстоит возвести 45 промежуточных опор, которые и будут держать мост. Пока готовы 7.
– На все нужно время, – говорит Михаил Казуров. – Проектную прочность бетон набирает в течение 28 суток, но согласно технологическим картам мы можем давать на него нагрузки после набора прочности 70%. Чтобы работать в морозы, в него вводятся специальные добавки, также используется электропрогрев конструкций.
По словам Михаила Юрьевича, опоры, возведенные в 2012 и 2013 годах, недавно были обследованы и признаны пригодными для дальнейшего использования.
Поднимаемся на старый путепровод. У его основания оголился фундамент из огромных булыжников.
– Старая конструкция отжила свое, – показывает на оголенную арматуру в бетонных опорах разбираемого сооружения Михаил Казуров. – Дальнейшая эксплуатация была уже невозможна из-за динамических нагрузок на самом путепроводе и под ним от движения железнодорожных составов.
По временному деревянному настилу взбираемся наверх. Высоко! А новый мост будет еще выше, до 10 метров, ведь в перспективе электрификация железнодорожного сообщения на этом участке.
Сверху также кипит работа: чтобы ускорить демонтаж старого путепровода, уменьшив количество «окон» в движении поездов, строители разбирают балки перекрытия. Огромные «дрели» со сверлами с алмазным напылением пробивают места их соединений, а затем с помощью канатной резки разделяются на части целые пролеты. Их поэтапно снимают и сгружают вниз.
В одной связке со строителями – представитель станции Витебск с рацией. Как только приближается поезд, все работы на путепроводе останавливаются. Безопасность превыше всего.
Сверху хорошо видно, как в начале улицы Титова экскаватор методично копает грунт под новый газопровод.
При реконструкции путепровода будет вырублено 406 деревьев. Есть соответствующее решение Витебского горисполкома.
Экологи получили значительные компенсационные выплаты на посадку новых деревьев.
Уже во втором полугодии, скорее всего, начнется возведение опор моста и со стороны улицы Титова, почти у самого Полоцкого рынка. По словам представителя УКС облисполкома, строительство не повлияет на работу этого популярного торгового объекта.
Покидаем «стройку №1» с уверенностью, что строители обязательно справятся с поставленной задачей, было бы финансирование.